Международный телеграфный радиосигнал бедствия
Передаётся кодом Морзе: •••———•••
Установлен Международной радиотелеграфной конвенцией, подписанной в Берлине 3 ноября 1906 г.
Краткие сведения из истории установления данного сигнала в качестве международного сигнала бедствия:
В начале ХХ века монополию на оборудование радиотелеграфными станциями морских судов Англии и Италии получила Международная акционерная компания Маркони и она установила, что все суда, оснащённые её радиостанциями должны пользоваться для передачи сигнала бедствия кодом
CQD, т.е. сигнал общего вызова
CQ с добавлением первой буквы английского слова "
Danger" - опасность.
На Международной радиотелеграфной конференции 1906 г с участием 28 стран, проходившей в Берлине, компания Маркони предложила утвердить сигнал
CQD в качестве международного сигнала бедствия. Ввиду того, что сигнал
CQD легко было спутать с обычным сигналом общего вызова
CQ, конференция его отвергла. Представитель германской фирмы "Сляби-Арко" предложил сигнал
SOE (•••———•), используемый в позывных судов, оборудованных радиостанциями этой фирмы. Однако, конференция отвергла и этот сигнал, т.к. буква
"Е" передаётся кодом Морзе одной точкой, которая в условиях помех могла потерятся и сигнал был бы искажён и не понят. Было принято предложение заменить букву
"Е" буквой
"S" и получился сигнал
SOS (•••———•••). который и был утвержден в качестве единого международного сигнала бедствия.
Сигнал
SOS часто расшифровывают как:
- Save Our Souls - спасите наши души;
- Save Our Ship - спасите наше судно;
- Send Our Succour - пошлите нам на помощь;
- Swim Or Sink - плыть или тонуть;
- Спасите От Смерти - русский вариант прочтения SOS.
На самом деле эти расшифровки не имеют ничего общего с самим сигналом. Сигнал
SOS - ритмичный, легко запоминающийся и легко передающийся. Даже в сложных условиях приёма он легко опознаётся. Это и есть основные причины, которые на самом деле повлияли на его выбор.
Однако, сигнал
CQD продолжали применять и после подписания конвенции в 1906 г. Решающим моментом в судьбе обоих сигналов стала гибель "Титаника". 15 апреля 1912 г старший радист "Титаника" Филиппс начал передавать сигнал бедствия и позывные "Титаника":
CQD MGY, но ответа не последовало. Тогда его помощник Брайд посоветовал попробовать сигнал
SOS. На сигнал
SOS сразу же отозвались и пришли на помощь несколько судов. После гибели "Титаника" сигнал
SOS стал единственным сигналом бедствия.
Для радиотелефонной связи в качестве сигнала бедствия упомянутой конференцией был установлен
"Mayday" (мейдей).