Всем привет. Вот решил сделать рупорную акустику. В рупоре и НЧ и СЧ. Ну а ВЧ как обычно.Прикладываю и графики, и чертёж, если кому то надо чертёж для SketchUp, то ради бога. В общем, кто что думает?. Всё необходимое для оценки проекта, скачайте здесь - http://rghost.ru/53647738 вирусов нет. там просто скрины и проект для Скетча.
Короче, аудиофилы, как всегда, все напутали. Но хватит о терминологии.
У вас полные АЧХ и ФЧХ фильтров и самой АС расчетные есть? Из того, что вы показали, очень не нравится скачок в районе 100 Гц, который очень вероятно указывает и на переворот фазы на этой частоте.
Это не просто рупор, это обратно нагруженный рупор, и СЧ и НЧ, а лучше он тем, что рупор имеет более ровную АЧХ, нежели ФИ. Рупор играет как ЗЯ, но с громкостью ФИ. Динамик погружается в пред рупорную камеру, со своим определённым объёмом, а затем звук проходит через рупор. Рупор настраивается на определённую частоту резонанса, в случае НЧ, и в случае СЧ, настраивается на более ровную АЧХ. Рупор звучит равномерно, без таких потерь в отклонении, как ФИ, или ЗЯ, достигается звуковое давление в 130 дБ, без потерь в качестве, чего не достичь, в ЗЯ, или ФИ. ПАС там нет, и не будет, добротность не очень высокая, поэтому ПАС и не применяется. Само собой, рупор сложен на НЧ лабиринтом, но это ни как не теряет его принадлежность именно к рупору. Вопрос таков, как мне сделать, чтобы ВЧ догнал по звуковому давлению СЧ и НЧ?. Все графики и схемы в первом посте, на деле этого горба на 100 Гц нет. Чертёж, во втором посте.
За 0 дБ (0 дБА) уровня звука принято давление в 0,00002 Па на частоте 1000 Гц. Это порог чувствительности человеческого уха. При уровне звука 80-90 дБ (железная дорога и промышленные предприятия) возможны необратимые изменения в органах слуха, а при уровне 120-140 дБ (реактивный двигатель, выстрел из орудия) - повреждения этих органов.
Для перевода Па в кгс/см² (т.е. в техн. атмосферы), надо их разделить на 98066,5. Так, для 150 дБ имеем соотношение 10 в 15 степени, т.е. звуковое давление в 2•10^10 Па, что составляет около 20000 кг/см² (20000 ат) , если только я ничего не напутал.
Для справки: разрушающие действие взрывной волны:
Разрушения строительных сооружений, производимые избыточным давлением:
720 кг/м² (1 psi - фунт/кв. дюйм) - вылетают окна и двери;
2160 кг/м² (3 psi) - разрушение жилых домов;
3600 кг/м² (5 psi) - разрушение или сильное повреждение зданий из монолотного железобетона;
7200 кг/м² (10 psi) - разрушение особо прочных бетонных сооружений;
14400 кг/м² (20 psi) - выдерживают такое давление только специальные сооружения (типа бункеров).
Хотя, "крутые слухачи", возможно оперировали Вт/м² и дБ в смысле отношения электрических мощностей или напряжений, но никак не звуковых давлений...
wolfenstein666 писал(а):
на деле этого горба на 100 Гц нет
Вопрос был не про горб, а про скачок и переворот фазы.
wolfenstein666 писал(а):
что рупор имеет более ровную АЧХ, нежели ФИ
Вопрос спорный, поскльку обеспечение равномерной АЧХ в широкой полосе частот задача нетривиальная.
wolfenstein666 писал(а):
Вопрос таков, как мне сделать, чтобы ВЧ догнал по звуковому давлению СЧ и НЧ?
Это же элементарно, Ватсон! Не мучайтесь, возьмите молоток побольше, т.е. динамик большей мощности. Ну или с большей чувствительностью, на худой конец.
Спасибо хоть в дБ просветили. ну да ладно, с этим всё ясно. насчёт динамика ВЧ повышенной мощности. ВЧ как правило все маломощные, и напрягать усилитель мощным ВЧ твиттером не хочется. может какое нибудь оформление забахать для ВЧ?
ВЧ очень хитрый предмет - длина волны достаточно короткая, а направленность более острая. ГД ВЧ-диапазона и так часто выполняются в виде рупора, куда же ещё?
А по поводу ВЧ динамика. Если бы реальный музыкальный материал являлся белым шумом, то все динамики имели бы мощность пропорциональную их полосе воспроизведения. Да вот беда - реальный звуковой материал размазан по тому самому официально слышимому диапазону очень неравномерно - большая часть звукового материала расположена примерно от 40 Гц до 4-5 кГц - там, где кончаются базовые частоты большинства музыкальных инструментов (например, для фортепиано обычного это до пятой октавы - 4186 Гц), и самый высокий женский вокал (частота основная для женского сопрано где-то чуть меньше килогерца, НО остальное формируется гармониками и обертонами примерно до тех же 4,5-5 кГц.). Все, что выше - является уже результирующими гармониками звука, и провалено на несколько десятков децибел. Так же нельзя забывать, что мощность так же размазана логарифмически, в результате чего на высоких частотах у нас количество звуковой информации намного меньше, чем на низких, что и дает возможность ставить небольшие и легкие ВЧ динамики, не изворачиваясь с тем, чтобы использовать динамики равной мощности.
Да и не надо гнаться - в общем случае, чем легче динамик (и чем совершеннее его электромагнитная система, по сути являющаяся электромагнитным двигателем линейным), тем лучше у него импульсные характеристики. А это - точность передачи быстрого изменения частоты и громкости, - стаккато, щипковые музыкальные инструменты, и тому подобное. Кроме того, чем больше размер динамика, чем больше он отличается от точечного источника, тем хуже у него направленность звучания. Кто-то скажет - понатыкать динамиков со всех сторон, и дело с концом - вот только можно в реальном помещении, которое и так от безэховой камеры отличается, как слон от бегемота, получить такую лютую интерференционную картину.... Причем никогда не знаешь, какую, и в какой части помещения А ведь еще есть интерфененция на передней панели акустической системы, и её тоже надо учитывать......
На самом деле этим все не ограничивается, и если хотите покопать глубже - почитайте вдумчиво книги И.А. Алдошиной - Высококачественные акустические системы и Основы психоакустики. Там многое из этого рассмотрено и расписано, как и что.
А как вы будете применять это как и что - это уже только в ваших лапах Например, было советскими психоакустиками предложено вынести зону сведения динамиков из диапазона человеческого голоса, чтобы уменьшить в ней зону совместного звучания динамиков и слышимые искажения. Но если сводить аккуратно и с учетом того, что современные динамики это явно никак не 20ГДС и имеют намного более высокие параметры, то почему бы не попробовать свести пониже, где-нибудь на полутора-двух килогерцах - чем облегчить НЧ звену отработку импульсной части сигнала, скинув её на легенькую пищалку? Есть много очень хороших примеров такого рода, и поверьте, они отлично работают.
А по поводу фильтров... Чем выше порядок фильтра - тем аккуратнее надо быть. Во первых, просто надо к этому подходить без фанатизма, это раз. Во вторых, чем выше порядок фильтра - тем сильнее он крутит фазу и тем больше искажения, вносимые этим самым фильтром. И я тут говорю не о типах конденсаторов, которые так "любят" слушать, а о искажениях, вносимых фильтром по своей собственной природе - фазовых искажениях, задержке сигнала и.т.д. Кроме того, чем больше у вас моточных изделий - тем больше резистивное сопротивление до динамика, а значит - тем хуже его демпфирование, и еще куча подобных нюансов.
Я не говорю о том, что нельзя использовать фильтры высоких порядков, просто если у вас за спиной нет огромного опыта проектирования - лучше ограничится вторым порядком, а если не хватает для чего-либо - решать локальными схемотехническими решениями (например, если вылезает резонансная частота ВЧ динамика - её можно заткнуть фильтром-пробкой, вырезающей только эту резонансную частоту).
Так же, чтобы не мучится с кучей намоточных изделий попробуйте активные фильтры с раздельным усилением частот - советую, не пожалеете. Во первых, делать проще, во вторых - как ни крути, динамику и усилителю явно проще работать, если между ними нет ничего, кроме обычного медного провода. Да и если что-то в фильтре поменять надо - это дело пяти минут, а не пары дней на судорожную перемотку десятка катушек. _________________ Если не принимать меры, то энтропия в голове будет расти и расти....
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы